Места
May 28, 2024

Потаённый храм Хал-Сафлиени

Что это за храм такой с труднопроизносимым названием? Коротко и просто!

Мнения разошлись.

Официальная наука и адекватная часть человечества утверждают, что Хал-Сафлиени – это гипогей ("подземный (храм)" с греческого), трёхуровневое подземное мегалитическое сооружение в городе Паола на острове Мальта в Средиземном море, состоящее из 34 округлых яйцеобразных помещений, выдолбленных в толще известняка и соединённых между собой переходами-тоннелями и лестницами. Начало сооружения этого своеобразного лабиринта, считающегося самый древним подземным храмом в мире, относится приблизительно к 4000 году до н.э., но это не точно, так как внутри были найдены предметы, в том числе керамические, более ранних периодов.

Карта Хал-Сафлиени в настоящее время (изученная часть)

Подземный храм-святилище был случайным образом обнаружен при проведении канализации в 1902 году, но факт этого удивительного открытия не получил огласки, а нерадивые строители использовали искусственную пещеру в качестве свалки строительного мусора. Однако чуть позже находкой заинтересовался иезуитский отец Эммануил, который первым и начал раскопки, что привело к обнаружению в помещениях огромного количества разрозненных костных останков людей и животных, а также причудливых геометрических узоров на стенах, выполненных с применением охры, природного пигмента коричнево-оранжевого цвета, часто использовавшегося в ритуальных целях.

Нарисованные охрой узоры

Учитывая древность и замысловатость подземного объекта, уходящего только исследованными помещениями на глубину до 11 м, залежи человеческих останков, а также отсутствие ясности в вопросе его предназначения, Хал-Сафлиени оброс большим количеством маргинальных и не очень теорий разной степени псевдонаучности. Давайте же без промедления рассмотрим самые интересные из них!

Вид внутри одного из помещений

Сразу после смерти отца Эммануила в 1907 году исследованием храма занялся археолог, историк, писатель, врач и первый директор Национального музея археологии в городе Валетта Теми Замит (1864 – 1935), изучавший в своё время все мегалитические сооружения, разбросанные по мальтийским островам. Он предположил, что в гипогее когда-то находился Оракул, привлекавший на Мальту паломников со всего Средиземноморья. В частности, одна из комнат, прозванная "комнатой Оракула", примечательна тем, что в ней находится небольшая овальная ниша, а произнесённые в неё низким мужским голосом звуки резонируют по всем помещениям гипогея (около 500 м2), при этом все остальные не слышны даже в соседних комнатах. Подобный акустический феномен, исследованный в наше время итальянскими учёными, заключается в резонировании звука в комнате на частоте 110 Гц, что, возможно, использовалось самим Оракулом или служителями некоего неизвестного культа с целью ввода участников обрядов в изменённое состояние сознания, иными словами, в транс. Кстати, сторонники данной теории в качестве довода в свою пользу используют найденную во время раскопок стутуэтку так называемой "спящей праматери", изображающую лежащую тучную даму, возможно, жрицу, которая то ли спит, то ли находится в состоянии транса.

Спящая праматерь во всей своей красе

Широко известный в узких кругах американский археолог, культуролог и воинствующая феминистка литовского происхождения Мария Гимбутас (1921 – 1994) связала храм Хал-Сафлиени со своей теорией о матриархальной Старой Европе, опять-таки зацепившись за вышеупомянутую статуэтку тучной праматери. Согласно её сомнительным взглядам в гипогее процветал культ женского плодородия, а храмовые залы имеют форму материнского чрева. В своих книгах, вызвавших полное неприятие в академической среде, она рисовала идеализированную картину матриархального доиндоевропейского общества Старой Европы, построенного на мире, равенстве и терпимости. Но в результате вторжения индоевропейцев на смену этому "золотому веку" с матриархатом и справедливостью пришла власть мужей, построенная на войне и крови. Кстати, многие сторонники подобных идей, в поддержку Гимбутас, указывают на факт того, что помимо "спящей праматери" Мальты было найдено достаточно много подобных так называемых "палеотических Венер". Статуэтки женщин, обычно изображённых тучными или беременными, обнаруживались по всей территории Европы и даже недалеко от озера Байкал.

Мария Гимбутас в поисках артефактов где-то в Ирландии

Особый колорит подземному храму добавляет обнаружение на его территории останков, по некоторым данным, от 6 до 30 тысяч (!!!) человек, однако представлены они не полноценными скелетами, а огромным количеством черепов и костей, которые, в большинстве своём, были вперемешку разбросаны по помещениям без какой-либо структуры и видимой логики. Согласно преобладающему в учёной среде мнению, Хал-Сафлиени использовался в качестве общинного могильника, который столетиями расширялся с целью захоронения всё большего количества людей. Естественно, особо впечатлительные личности и фантазёры начали ассоциировать храм со смертью, злом, тьмой, ужасом и далее по списку. Например, на Мальте до сих пор периодически всплывает история о том, что в 40ые годы 20 века в храме бесследно пропала группа школьников вместе с учителями количеством около 30 человек – все эти люди якобы сгинули при попытке осмотреть один из неисследованных тоннелей, но в итоге растворились во тьме.

Загадочный тёмный проход

Очевидцем этих мистических событий стала некая британка по имени Луиза Джеззап. Последняя утверждала, что посетила гипогей два раза – до и после исчезновения школьников. Во время своего первого визита мисс Джеззап стала уговаривать местного гида исследовать загадочную и таинственную погребальную камеру, которая находилась в конце официального маршрута. Недолго сопротивлявшийся гид позволил ей пуститься в подобные приключения на свой страх и риск, в результате чего Луиза вместе со своими друзьями кое-как протиснулась сквозь камеру в таинственный тоннель, при этом вся компания предусмотрительно обвязалась верёвкой, тянущейся от точки окончания разведанного маршрута. Слабый свет от свечи позволил искателям приключений разглядеть, что они очутились на небольшом выступе над бездонным подземным ущельем. С противоположенной стороны также находился выступ, от которого куда-то вглубь породы уходил тоннель. Мало того, они увидели на нём несколько покрытых волосами существ, похожих на людей, которые начали кидать в непрошенных гостей какие-то влажные и мягкие предметы. В панике, Луиза и команда ретировались обратно в разведанную часть храма, где их встретил загадочно улыбавшийся гид, явно знавший, что они могли там увидеть. Через неделю после этого визита пропали школьники, а мисс Джеззап пришла в Хал-Сафлиени на вторую экскурсию. Однако тот самый тоннель, ведущий из камеры к ущелью, оказался внезапно осыпавшимся, а гид, который позволил Луизе пройти в неизведанное, бесследно исчез, при этом коллеги стали утверждать, что его никогда и не существовало. С тех пор якобы то тут, то там на Мальте слышали доносящийся из-под земли плач детей, тела которых так и не были обнаружены. Классная история - хоть кино снимай!

В нынешних условиях пропасть без следа не получится

Современные экстрасенсы, колдуны, медиумы и прочие гадалки уверенно заявляют, что Хал-Сафлиени – это место великой силы, построенное древней высокоразвитой цивилизацией, исчезнувшей по неизвестной причине и унесшей с собой все тайные знания! Некоторые позволяют себе ещё более сомнительные утверждения, заявляя, что многочисленные кости – это останки людей, пытавшихся спрятаться в подземном храме от ядерной войны, случившейся в древние времена...

Ну и, естественно, мы все прекрасно знаем, что официальная наука скрывает от нас правду, пряча от мировой общественности загадочные артефакты, которые могли бы пролить свет на всю эту историю!

Очень таинственно, не правда ли? Наверняка, всё это загадочное подземелье заинтригует ищущие приключений сердца, подобно мисс Джеззап, не побоявшейся протиснуться в тот самый тоннель... Наука же, как обычно, скучна!

Большое спасибо, что дочитали до конца! Буду очень признателен за лайк и подписку!