Места
May 31, 2024

Гигантские рисунки Наска

Что же это за рисунки такие? Коротко и просто!

Мнения, как всегда, разделились.

Официальная наука и адекватная общественность утверждают, что рисунки Наска, более известные как линии Наска – это обширная группа так называемых геоглифов, нанесённых на землю рисунков, занимающих около 50 квадратных километров поверхности пустынного плато Наска в южной части Перу. К настоящему моменту обнаружено около 30 крупных изображений птиц, цветов, обезьяны, собаки, паука, кита, дерева и т.д., 700 геометрических фигур, в основном, треугольников, трапеций и спиралей, и 13 тысяч линий и полос обшей протяжённостью 1300 км. Благодаря сухому климату, эти рисунки сохранились с древних времён, однако, учитывая, что некоторые изображения достигают длины в несколько десятков и даже сотен метров, а линии тянутся на многие километры, увидеть это великолепие во всей своей красе можно только с высоты птичьего полёта.

Линии Наска во всей красе

Своими размерами впечатляют, например, такие геоглифы как изображение паука длиной 46 м, дрозда-отшельника, похожего на колибри – 50 м, кондора – 120 м, ящерицы – 188 м и т.д., при этом линии, часто превращаются в широкие полосы, которые тянутся на многие километры. Невозможность лицезреть подобные гигантские рисунки будучи на земле является непосредственной причиной того, что официально они были обнаружены только в первой половине 20 века, когда человечество начало активно осваивать небо. Вместе с тем учёные, занимающиеся изучением рисунков Наска, до сих пор ломают голову над 4 главными вопросами – кто их создал, когда, зачем и каким образом.

Кондор

Впервые о линиях Наска в 1553 году сообщил испанский священник, историк и географ Сьеса де Леон: "По всем этим долинам и по тем, что уже пройдены, на всём протяжении идёт прекрасная большая дорога инков, и кое-где среди песков видятся знаки, чтобы угадывать проложенный путь". Империя инков, расцвет которой пришёлся на 15 – 16 века, действительно когда-то контролировала территорию плато Наска, однако во времена путешествий Сьесы по Южной Америке это государство уже было почти полностью захвачено испанскими конкистадорами, с неуёмным энтузиазмом разграблявшими всё, что попадалось им на пути. Как позже выяснилось, первые инки пришли на эту территорию только в 12 веке, когда линии, названные де Леоном "дорогами", уже существовали, из чего следует, что они были сделаны более древней цивилизацией.

Дерево

И хотя согласия по этому вопросу нет и в наши дни, большинство учёных называют создателями рисунков цивилизацию Наска, существовавшую в период приблизительно со 2 века до н.э. по 8 век н.э. Эта древняя культура обитала в нескольких долинах на южном побережье Перу, а их главный город Кауачи с его 6 глинобитными пирамидами возвышался над гигантскими изображениями плато и был крупным церемониальным центром, куда из разных земель прибывало большое количество паломников. Народ Наска занимался сельским хозяйством с применением оросительных систем, выращивал кукурузу, картофель, тыкву и какао, создавал на станках сложные ткани из хлопка и шерсти, а также обжигал керамические изделия, разукрашивая их причудливыми орнаментами. При этом установлено, что в Кауачи периодически устраивались ритуальные пиршества с жертвоприношениями лам и морских свинок, а также употреблением галлюциногенных веществ, например, экстракта кактуса Сан-Педро. Кстати, индейцы Наска зачем-то практиковали сомнительные манипуляции с головами людей при их жизни – на найденных черепах, некоторые из которых были неестественно удлинёнными, обнаружены следы примитивных операций (трепанаций) и последующего заживления.

Одна из пирамид Кауачи

Учитывая пустынный климат местности и вызванные им жизненные тяготы, можно предположить, что рисунки Наска являлись частью некоего культа плодородия и создавались с целью общения с богами, отвечающими, по мнению индейцев, за урожайность. Немецкая исследовательница Мария Райхе (1903 – 1998), отдавшая, по сути, всю свою жизнь изучению и сохранению рисунков Наска, впервые погрузилась в эту историю в 1941 году. С 1946 года она начала активное картирование плато, а в 1947 году смогла устроить аэросъёмку местности силами военной авиации. За десятилетия исследований она изучила многие километры линий и десятки фигур, в результате чего пришла к выводу, что рисунки являются частью своего рода календаря посева и сбора урожая.

Мария Райхе, не прекращавшая свои исследования даже в преклонном возрасте

Мария установила, что изображения птиц, животных, иными словами, фигурные рисунки, создавались путём выемки грунта – индейцы выкапывали траншеи глубиной 20 – 30 см и шириной до 1,5 м. Линии и полосы наносились на поверхность таким же образом, однако их ширина в некоторых случаях достигает нескольких десятков метров, делая их похожими на взлётно-посадочные полосы современных аэропортов, что породило огромное количество домыслов и теорий, об одной из которых будет рассказано чуть позже. При этом созданные таким образом светлые, иногда почти белые рисунки резко контрастировали с тёмным грунтом нетронутой поверхности плато, что сделало их хорошо видимыми на фоне общего пейзажа, особенно с летательных аппаратов. Также интересным является тот факт, что рисунки практически не страдают от песчаных бурь за счёт возникающей разницы давления и температур, так как светлая поверхность нагревается значительно меньше, чем тёмная. Мало того, учитывая специфику плато, заключающуюся в том, что единожды проехавший по нему автомобиль оставляет следы колёс на многие годы, непонятно, как многочисленные рабочие, создававшие рисунки в рамках какой-то неустановленной социальной организации, не оставили после себя никаких заметных троп. Хотя это можно объяснить, например, тем, что линии и рисунки многократно пересекаются и накладываются друг на друга, а рабочие использовали в качестве троп уже готовые изображения.

Паук

Райхе также считала, что создатели рисунков сначала делали на земле небольшие эскизы, некоторые из которых она показала общественности в качестве доказательства. Затем эскизы воспроизводились в нужных и значительно больших размерах с использованием вбитых в почву деревянных свай, обнаруженных Марией, которые играли роль координатных точек при создании рисунка. И вся эта бурная деятельность происходила в несколько этапов на протяжении столетий, при этом рисунки всё больше накладывались и пересекались, создав в итоге замысловатый узор на огромной площади. Развивая свою теорию, Райхе предположила, что весь комплекс рисунков является самым большим в мире астрономическим календарём, созданным, возможно, для целей астрологии и космологии. При этом дальнейшие исследования в этом направлении в целом опровергли её выводы, так как было установлено, что только малую часть (около 20%) всех линий, кстати, расходящихся на плато во все возможные стороны, а также фигурных рисунков, можно соотнести с какими-либо небесными ориентирами, даже с учётом их положения в те древние времена. Кстати, необычным является тот факт, что некоторые из полос пересекают невысокие холмы, при этом создатели не срывали их до основания, а лишь снимали часть грунта. Наглядный пример "проекции" такой полосы на холм представлен на картинке ниже.

Полоса, пересекающая холм

Ответы на поставленные учёными вопросы в какой-то мере были получены, однако железобетонные доказательства отсутствуют, что превратило плато Наска в объект интереса разного рода сомнительных личностей, выдвинувших массу маргинальных теорий разной степени адекватности. В массовой литературе и псевдонауке уфологии, изучающей НЛО, преобладает мнение, что полосы использовались для ориентирования и/или посадки космических кораблей. В частности, швейцарский писатель, сторонник теории о палеоконтактах (контактах инопланетян с людьми древности), псевдоархеолог и псевдоучёный Эрих фон Дэникен (1935 – ...), прославившийся в своё время книгой "Колесницы богов" (1968) и фильмом по её мотивам "Воспоминания о будущем" (1970), уверенно заявляет, что плато Наска – это космопорт.

Эрих фон Дэникен позирует на камеру в стиле Индианы Джонса

Со слов Дэникена, достаточно примитивная культура Наска со всеми своими тканями и глиняными черепками не могла самостоятельно прийти к идее создания подобных геометрически сложных рисунков, особенно с учётом невозможности их полного обзора, и в этом им явно помогли некие высшие существа. Возможно, народ Наска даже и не подозревал, что делает и зачем, слепо выполняя инструкции богов-инопланетян. Как бы то ни было, Дэникен категорично утверждает, что рисунки – это, как минимум, сигналы и знаки кораблям, которые находились в воздушном пространстве. И хотя следов деятельности космопорта, например, запусков или приземлений кораблей, до сих пор не найдено, для многих людей последовательность "плоская пустыня – непонятные прямые полосы – космопорт – инопланетяне" является вполне приемлемой логической цепочкой. При этом отсутствие материальных доказательств существования космопорта смело прикрывается примитивными рассуждениями Дэникена типа: "Если тут было пущено в ход железо, найти его, конечно же, не удастся, потому что доисторического железа не существует. Ржавчина уничтожает металл за несколько лет, камень же не поддается коррозии". Кстати, ремесленники Наска любили изображать аморфных человекоподобных существ на своих керамических изделиях. Мало того, одно такое существо присутствует на плато под условным названием "гигант" или "астронавт". Дэникен, естественно, считает это изображениями инопланетян в скафандрах.

Классический аэропорт по версии адептов

Кстати, существует достаточно интересная теория, выдвинутая в 1998 году протеже Марии Райхе. Астроном чикагского планетария Филлис Питлуга выдвинула теорию, что изображения различных животных – это отображение тёмных пятен неправильной формы, расположенных между созвездиями в мерцающем пространстве Млечного Пути. При этом сама Райхе считала некоторые рисунки отображением как раз созвездий.

Современные экстрасенсы, медиумы, гадалки и просто любители фантастики видят в рисунках плато Наска явные следы деятельности высокоразвитых существ. Правда, одни считают их погибшими представителями высокодуховной цивилизации, обладавшей тайными знаниями и практиками, "подключиться" к тонким энергиям которых могут только избранные, а другие – инопланетянами, игравшими в непонятные игры с местными аборигенами.

Очень таинственно, не правда ли? Наверняка, эта древняя загадка и витающие вокруг неё теории найдут свой отклик в сердцах, страждущих до всего загадочного! Наука же, как обычно, скучна!

Большое спасибо, что дочитали до конца! Буду очень признателен за лайк и подписку!