Артефакты
May 30, 2024

Улыбчивая Мона Лиза

Вряд ли найдутся люди, хоть раз не слышавшие про эту загадочную картину. Тем не менее. Что же это за Мона Лиза такая? Коротко и просто!

Мнения разделились. Разумеется, не по поводу того, что это картина, а по многим другим вопросам, связанным с ней.

Официальная наука и адекватная общественность заявляют, что Мона Лиза или Джоконда – это картина времён эпохи Возрождения всемирно известного итальянского художника, учёного, изобретателя, писателя и прочая, и прочая, и прочая Леонардо да Винчи (1452 – 1519), написанная, по некоторым данным, между 1503 и 1519 годами. Небольшой портрет маслом размером 77 на 53 см, в настоящее время находящийся в парижском Лувре и считающийся своеобразным хитом этого музея, изображает улыбающуюся девушку в тёмной одежде, обернувшуюся вполоборота. На сегодняшний день эта картина является одним из самых знаменитых образцов западноевропейского искусства, при этом её громкая репутация связана не только с высокими художественными достоинствами, но и с большим количеством загадок и теорий разной степени адекватности, окружающих это произведение. Всем известно, что дьявол кроется в деталях, поэтому Мона Лиза представлена ниже в формате, максимально возможном на данной платформе, дабы читатель сам мог разглядеть хотя бы часть загадочных и весьма таинственных моментов, о которых будет говориться далее.

"Портрет госпожи Лизы дель Джокондо" (полное название)

Кто изображён на картине? Различные предположения называли таких известных в своё время людей как Катерина Сфорца из известного миланского рода, неаполитанская принцесса Изабелла Арагонская, модель для другого портрета Леонардо Чечилия Галлерани, итальянская сеньора Констанца д'Авалос и т.д. Выдвигались гипотезы, что на портрете изображена мать художника в молодости, какая-то неизвестная случайная особа или вообще выдуманный собирательный образ идеальной женщины, как её тогда видел да Винчи. Однако особое место в среде любителей всего загадочного занимает версия, что на картине, на самом деле, изображён юноша в женском одеянии, например, Салаи, ученик да Винчи, с которым художника связывали длительные (более 25 лет) отношения, по некоторым данным, интимные. Салаи ("дьяволёнок" с итальянского) был одним из двух учеников Леонардо и служил моделью для не менее известных картин "Иоанн Креститель" и "Вакх", изображающих женственного полуобнажённого юношу. Мало того, перед отъездом из Рима во Францию в 1516 году, когда Леонардо окончательно расставался с Салаи, он оставил ему большую сумму денег, половину земли миланского виноградника, а также, внимание, саму Мона Лизу, и это не смотря на то, что картина была очень любима да Винчи и много лет сопровождала его в путешествиях. Итальянский живописец и автор биографий художников Джорджо Вазари (1511 – 1574) неоднократно утверждал, что у Леонардо были интимные отношения с юношами, в т.ч. учениками, однако достоверных сведений на это счёт нет. При этом конспирологи и искатели тайных символов приводят ещё один аргумент в пользу этой версии, о чём будет рассказано позже. Тем не менее, с 2005 года официально считается, что на картине изображена Лиза Герардини, жена флорентийского торговца Франческо дель Джокондо. Это считается подтверждённым благодаря записи, найденной исследователями на полях фолианта, владельцем которого когда-то был личный знакомый Леонардо, чиновник Агостино Веспуччи: "...сейчас да Винчи работает над тремя картинами, одна из которых – портрет Лизы Герардини".

Совмещение картин "Иоанн Креститель" и "Вакх"

Улыбка Джоконды и выражение её лица вызывают споры по сей день – непонятно, улыбается ли вообще девушка на портрете, счастлива она или грустна. Теофиль Готье, французский писатель-романтик середины 19 века, первым обратил внимание на загадочную улыбку и представил её как главное оружие женщины-вамп, искусного манипулятора, роковой женщины, "в которую опасно влюбляться, но не влюбиться нельзя". Советский философ и искусствовед Алексей Лосев (1893 – 1988) пишет об этом ещё более резко: "Мона Лиза с её бесовской улыбочкой... Ведь стоит только всмотреться в глаза Джоконды, как можно без труда заметить, что она, собственно говоря, совсем не улыбается. Это не улыбка, но хищная физиономия с холодными глазами и отчётливым знанием беспомощности той жертвы, которой Джоконда хочет овладеть...". Один из крупнейших специалистов по истории и теории западноевропейской живописи Евсей Ротенберг (1920 – 2011) считал, что "... исходящее от Мона Лизы ощущение силы – это органическое сочетание внутренней собранности и чувства личной свободы, духовная гармония человека, опирающегося на его осознание собственной значительности. И сама улыбка её отнюдь не выражает превосходства или пренебрежения – она воспринимается как результат спокойной уверенности в себе и полноты самообладания". Австрийский психиатр и основатель теории психоанализа Зигмунд Фрейд (1856 – 1939) писал: "Кто представляет картины Леонардо, у того всплывает воспоминание о странной, пленительной и загадочной улыбке, затаившейся на губах его женских образов... В своеобразно прекрасном облике флорентийки Мона Лизы... она сильнее всего захватывает и повергает в замешательство зрителя. Эта улыбка требовала одного толкования, а нашла самые разнообразные, из которых ни одно не удовлетворяет". Кстати, среди имевших возможность увидеть картину в непосредственной близости преобладает мнение, что взгляд Джоконды будто бы простирается за пределы полотна, в то же время направлен прямо на зрителя, в независимости, с какой стороны он смотрит на картину.

Знакомая улыбка на фрагменте картины "Святая Анна с Мадонной и младенцем Христом"

Следующий пласт загадочности, по некоторым данным, связан с имеющимися на картине символами и различного рода кодами, которые практически невозможно разглядеть невооружённым взглядом. Итальянский историк искусства Сильвано Винчети, детально изучивший картину с использованием самых передовых приборов и технологий, смог увидеть среди огромного количества трещин на полотне буквы и цифры. В частности, в одном зрачке девушки были обнаружены латинские буквы LV или просто L, а в другом – S или, что менее вероятно, B или E. Исходя из этого, Винчети пришёл к выводу, что картину не стоит рассматривать как просто портрет какой-то определённой персоны. Это произведение является воплощением всех научных, творческих и философских представлений Леонардо. Мало того, она писалась и дополнялась на протяжении многих лет, в течение которых на творчество да Винчи оказывали влияние различные люди, события и другие источники вдохновения, в результате чего полотно насыщено множеством скрытых смыслов. Винчети заявляет, что LV (L) – это имя автора, а S – это Salai или Salaino, тот самый "дьяволёнок" и ученик да Винчи. При этом изображение женщины, образ которой приписывается Лизе Герардини, на самом деле является либо совмещением внешности Леонардо и его возлюбленного ученика Салаи, либо слегка подправленным изображением последнего, что символизирует собой одновременное присутствие в человеке мужского и женского начал. Мало того, эту точку зрения косвенно подтверждает другая и более заметная деталь. Если посмотреть на пейзаж позади "девушки", то можно заметить явное несоответствие местности слева и справа от неё, будто бы между собой совмещены совершенно разные в географическом плане места, что опять-таки говорит о двойственности и двусмысленности изображённого на картине.

Наглядная иллюстрация многочисленных трещин

Итальянский историк из Турина Карла Глори также обнаружила в районе одного из пролётов моста, изображённого на картине справа, число 72. Она утверждает, что этот мост известен как Понте Гоббо или Понте Веккио и расположен в небольшом городке Боббио на севере Италии. В 1472 году, то есть за несколько десятилетий до написания картины, в этой местности произошло катастрофическое наводнение, в результате чего река Треббия вышла из берегов и разрушила мост. Глори считает, что Леонардо специально добавил число 72 и таким образом запечатлел память об этом разрушительном событии. В своё время Карла побывала в Боббио и даже достаточно убедительно предположила, с какого ракурса осуществлялась первоначальная зарисовка пейзажа к будущему портрету. Кстати, помимо уже озвученных букв, Сильвано Винчети обнаружил с обратной стороны холста три цифры 1, 4, 9 и остатки какой-то стёртой четвёртой. С его точки зрения, это означает, что картина в реальности была написано в 1490ых годах, а не в начале 16 века, как принято считать по официальной версии. На этом находки Сильвано закончились, но он остаётся твёрдым в своих заявлениях: "Леонардо да Винчи очень любил использовать символы и коды для передачи своих сообщений, и он сообщил нам личность модели через глаза, которые он считал зеркалом души и средством передачи информации... Салаи был любимым натурщиком Леонардо, и, безусловно, он вставил многие его черты в портрет Мона Лизы". Кстати, научные сотрудники Лувра, кропотливо, вдоль и поперёк изучившие картину, уверенно заявляют, что на картине нет никаких букв и цифр, а вся эта история – плод воображения псевдоучёных и сомнительных искателей сенсаций.

Понте Веккио - тот самый мост с картины (предположительно)

В 1956 году нижняя часть картины была повреждена, когда один из посетителей облил её кислотой. Позднее в том же году молодой боливиец швырнул в неё камнем, повредив холст, после чего было решено защитить полотно пуленепробиваемым стеклом. В 1974 году на выставке в Токио чем-то расстроенная японка безуспешно пыталась испортить картину, распылив на неё красную краску из баллончика. В 2009 году странная дама швырнула в картину глиняную кружку, а в 2022 году, относительно недавно, мужчина на инвалидной коляске метнул в стекло торт (!!!). Не говоря уже о загадочном похищении картины в 1911 году, кстати, как позже выяснилось, работником Лувра, и торжественном возвращении в 1914, событиями, поднявшими шумиху вокруг Мона Лизы до небес. Иными словами, картина привлекала и будет привлекать всеобщее внимание, пускай иногда и не совсем адекватных людей, что, впрочем, не мешает исследователям от искусства и далее раскрывать секреты этого удивительного произведения.

Очень загадочно, не так ли? Очевидно, что какая-то из вышеобозначенных теорий обязательно заинтересует любителей всего таинственного! Наука же, как обычно, скучна!

Большое спасибо, что дочитали до конца! Буду очень признателен за лайк и подписку!